Статьи

1. Особенности работы с УМК «English Favourite» при реализации ФГОС в начальной школе.
Начальная школа лицея №97 работает по программе «Перспективная начальная школа», издательства «Академкнига/учебник». В содружестве с данной программой, были разработаны учебно – методические комплекты «English Favourite» для 2-4 классов. Руководителем авторского коллектива является Светлана Григорьевна Тер – Минасова, доктор филологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Основные характеристики УМК для 2-4 классов:
·         УМК соответствует требованиям ФГОС начального общего образования по иностранному языку и Программе начального общего образования по английскому языку Е.Н. Солововой;
·         построен на традициях российской школы обучения иностранным языкам и соответствует требованиям общеевропейский компетенций владения иностранными языками;
·         обеспечивает максимальное развитие коммуникативных способностей учащихся;
·         содержит доступный для школьников учебный материал по англоязычной и родной культуре, развивающие упражнения, проектные задания и задания с использованием Интернета;
·         включает естественные ситуации общения, объединённые в увлекательную сказку реальными и фантастическими персонажами;
·         создаёт мотивацию, интерес к изучению английского языка с помощью смешных и весёлых героев и занимательного сюжета;
·         имеет большой воспитательный потенциал.

            В процессе работы над УМК авторами были даны авторские названия разделов учебника, при этом их содержание полностью соответствует всем содержательно-тематическим блокам программы по английскому языку Е.Н. Солововой.
В компонентах УМК живут и действуют в добрых сюжетах весёлые и забавные персонажи – инопланетяне с Красной планеты и с голубой планеты, а также вредные компьютерные вирусы Big и Bug. На Земле в международном лагере инопланетяне встречаются с детьми из разных стран. Эти герои объединяют различные тематические ситуации Учебника в общий сюжет, который развивается в течение всего учебного года. Данный сюжет имеет продолжение и в УМК для 2,3 и 4 классов.
            Таким образом можно выделить  следующие особенности построения и содержания учебника:
·         все тематические ситуации связаны в один увлекательный сюжет;
·         уроки чётко разграничены по порядку;
·         в конце каждого урока есть переход к следующему уроку;
·         раздел «домашнее задание» включает упражнения для работы в трёх видах речевой деятельности ;
·         слова и предложения для запоминания выделены цветной рамочкой;
·         привлечение учащихся к работе в Интернете;
·         учебник богат социокультурной информацией об англоязычных странах и о России;
·         учебник состоит из 2 частей в каждом классе.

Обучение иностранного языка в школе приобретает в наше время особую актуальность в связи политическими и социокультурными изменениями в жизни нашей страны. Важность изучения иностранного языка связана и с проведением в нашей стране крупных международных мероприятий спортивного, культурного и политического значения. Изучение иностранного языка влияет на выбор профессии ученика в будущем, на возможность культурного обогащения при общении с людьми из других стран.
Учебно-методический комплект «English Favourite» обеспечивает эффективное обучение иностранному языку в начальной школе, способствует успешной социализации младших школьников, развитию творческих способностей школьников и формированию коммуникативно-речевых умений. Таким образом, данный УМК отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Список литературы:
1.      Программа по предмету «Английский язык» Е.Н.Соловова.
2.      www. akademkniga.ru.
3.      УМК «English Favourite».
4.      Рекомендательное письмо по работе с УМК «English Favourite».

5.      Презентация «Методические особенности УМК «English Favourite».









2. Групповые формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.
            1. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и т.д. Это отражено  в "Программе основного общего образования по английскому языку (автор Е.Н. Соловова), которая отвечает требованиям действующего стандарта по английскому языку и лежит в основе учебника английского языка авторского коллектива под руководством С.Г.Тер-Минасовой.
            Основной содержательной линией учебного предмета "Иностранный язык" следует считать коммуникативные умения.
             Коммуникация - (лат. communicatio - от communico - делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим.2) Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др.знаковых систем). Коммуникация - (от англ. communicate -сообщать, передавать).
            Часто встречающаяся в планах урока цель- развитие коммуникативной компетенции, сформулирована неправильно. Такую цель невозможно достичь за 40 минут. Предполагается же комплексность цели, т.е. ориентация её на включение планируемых результатов, а именно, личностных, метапредметных и предметных. Реализуя метапредметные результаты, я использую групповые формы работы на уроке. Я считаю, что групповые формы работы актуальны и эффективны т.к. они отражают:
  • Современные требования к уроку;
  • Инициативность и самостоятельность учащихся;
  • Интерес к предмету «английский язык»;
  • Личный успех ученика;
  • Работа в сотрудничестве.

            Существуют различные способы формирования групп:
1)      создаёт группу сам учитель;
2)      по желанию учащихся;
3)      учитель назначает организатора группы, а он набирает группу;
4)      по определённому признаку ( место учеников за партами и т.д.)

2. Преимущества групповой работы:
К важным преимуществам групповой работы на уроке иностранного языка перед фронтальной и индивидуальной формами можно отнести следующие:
·         в условиях групповой работы возникает благоприятная для учения доверительная, эмоционально-положительная атмосфера в классе
·         при работе в группах решается проблема стеснительности, скованности некоторых учащихся, т. к. они чувствуют себя более комфортно в условиях взаимообучения и взаимоконтроля, когда могут посоветоваться или обратиться за помощью к одноклассникам..
·         в центре обучения находится не учитель (он перестает быть единственным источником информации для обучаемых, играет роль организатора и помощника речевого взаимодействия), а учащийся (который является равноправным речевым партнером) - личностно-ориентированный подход
·         групповая работа позволяет вовлечь всех учащихся группы в учебный процесс (увеличивается время пребывания каждого ученика в иноязычной среде), обеспечивает постоянное, непрерывное речевое взаимодействие учеников, что особенно важно на уроках английского языка в рамках достижения коммуникативной цели урока. В классе уменьшаются дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке), учащиеся получают больше удовольствия от учения, комфортнее чувствуют себя в классе, снижается их тревожность, возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность. (2)
·         групповое обучение способствует развитию когнитивных способностей, которые не присущи индивидуальному обучению, а именно: успешному решению проблемных задач, способности сотрудничать, развитию созидательных способностей, таких, как умение пойти на риск, продуктивный спор, полемику, успешное выполнение своей роли. (1)
·         данная форма работы учит самостоятельности – вся совместная деятельность распределяется среди группы учеников. Групповое общение развивает способность к кооперации и сотрудничеству, повышает креативность школьников, способствует развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки.
·         рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует сплочению ученического коллектива.
·          в ходе группового взаимодействия у учащихся развиваются общеучебные умения (умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное) и компенсаторные умения (использование лексического парафраза, замена сложных грамматических конструкций на более употребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам);
·         упрощается процедура контроля проделанной учащимися работы со стороны учителя (вместо 10 - 14 письменных работ или устных высказываний отдельных учащихся ему достаточно выслушать 3 - 4 групповых отчета); более того, представители других групп могут активно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять, исправлять ответы одноклассников;



3. Практическое применение группового обучения на уроках английского языка.
           Эффективна групповая форма  работы при обучении диалогической речи. Так,  например, в 5 классе по теме "Здоровый образ жизни" я  использую  следующую работу:
1)      каждой группе учитель раздаёт различные фразы, реплики, которые нужно восстановить как диалог. В каждой группе могут быть одни и те же фразы. Таким образом, можно выслушать несколько вариантов одного и того же диалога и определить чей диалог был составлен наиболее точно.
2)       Можно предложить группам карточки с различными фразами и репликами, но на разные речевые ситуации. Таким образом, группа представит свой диалог и выслушает диалог другой группы с другой речевой ситуацией.
Групповое обучение уместно применять не только при обучении диалогической речи, но и  на занятиях формирования лексических и грамматических навыков, при работе с текстом, при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного.
           3) Учебник "Еnglish Favourite" С.Г. Тер-Минасовой и др. предлагает также различные формы групповой работы организации познавательной деятельности учащихся. Это работа в парах, проектная работа, работа с диалогами.  Например, работа над проектом успешно была выполнена детьми в группах из трёх человек. В группе из трёх человек, один учащийся представляет иллюстративный материал по заданной теме (это могут быть рисунки, картинки, презентация), другой ученик выполняет письменную информацию, третий устно защищает проектную работу. Таким образом каждый ученик из группы вкладывает частичку своего труда в одно общее дело. Распределяют обязанности между собой сами ребята.
           4) При работе с текстом также поможет групповая работа. Так, например, изучая тему "неопределённые местоимения" в 5 классе, я использовала следующие задания. У всех групп учащихся был один и тот же текст. Одна группа вставляла в текст нужные местоимения, другая группа учащихся расставляла предложения в правильном порядке, в соответствии с текстом, третья группа учащихся - отвечала на вопросы к тексту. Тем самым ребята выслушали друг друга, выполняя разные типы заданий.
           5) Можно предложить следующее задание в мини группах: учащиеся получают на карточках названия профессий и прилагательные , которые характеризуют людей. Их задача - соотнести профессии и прилагательные для двух профессий, объяснить, почему эти черты важны для выбранных профессий.
6) Для закрепления темы "Здоровый образ жизни" в 5 классе можно также использовать групповую форму работы. Например, каждой группе даётся лист бумаги, где каждый учащийся группы должен написать предложение о том как нужно поддержать себя в форме и вести здоровый образ жизни. Проверяя задание, учитель оценивает насколько разнообразные были составлены предложения у каждой группы, выделить наиболее интересные предложения с точки зрения грамматики и лексики. Учитель помогает найти допущенные ошибки.
           Книга для учителя для 5 класса содержит описание игр, которые проводятся при работе в группах. Автор даёт подробное описание игр и предлагает как правильно организовать работу в группах при каждой игре. (стр. 40, С.Г. Тер-Минасова, "English Favourite")
4. Выводы.
           Технология групповой работы обучения помогает приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, что позволяет относить её к личностно-ориентированным технологиям.
Важным условием успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы.

           Групповые формы работы на уроке помогают мне  увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому сформировать в своем сознании систему изучаемого языка, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании таких умений и одновременно подготовить к более сложным видам деятельности с информацией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий